Семыкина Валентина Фроловна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Владимира "Гимназия №35"

 

Семыкина Валентина Фроловна

 

 Учитель географии

 

   Семыкина Валентина Фроловна работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №35» с 1978 года после окончания с отличием географического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

   На каждом этапе педагогической деятельности учитель четко выделяет общегосударственные цели и задачи преподавания предмета и умело соотносит их с общегимназическими целевыми установками, направленными на образование и развитие личности каждого ребенка, его успешности в жизни.

   В течение последних лет Семыкина В.Ф. преподает географию по новой образовательной линии «Вентана-Граф», допущенной  Министерством образования и науки Российской Федерации для реализации стандартов II поколения в свете модернизации образования и концепции «Наша новая школа».

   Взаимосвязанная система целевых установок с учетом модернизации образования определяет отбор содержания преподаваемого предмета на базовом и надбазовом (гимназическом) уровне с учетом профиля обучения детей, здоровьесбережения, краеведческого и экологического компонентов, деятельностной направленности современной географии. Реализуя национальный компонент, учителем была разработана программа и тематическое планирование по «Географии Владимирской области» для учащихся 8 – 9 классов, участвовала в рецензировании учебного пособия с рабочей тетрадью по «Географии Владимирской области» для 8 – 9 классов под редакцией В.В. Кузнецова.

   Также, Валентина Фроловна, работала в составе творческой группы Городского информационно-методического центра г. Владимира по созданию «Хрестоматии Владимирской области» (I и II части).

   Методические разработки учителя по краеведению опубликованы в сборнике творческих работ Городского информационно-методического центра в 2002 году, Владимирского института повышения квалификации работников образования (ВИПКРО) – в 2008 году. В настоящее время они размещены на сайте «Вики – Владимир» ВИПКРО.

   Особое место в осуществлении географического образования школьников отводится практическим работам. Учителем произведена систематизация практических работ, составлены разноуровневые работы для 9 класса. Они опубликованы в журнале «Школьное планирование» НИИ школьных технологий (№1, 2002 год).

   Работа над проблемой сохранения здоровья школьников и формирования у учащихся здорового образа жизни Семыкина В.Ф. разработала единую программу «Здоровье» гармонично объединив ее с содержанием преподаваемого предмета. Методическая статья учителя под рубрикой «Работать по программе «Здоровье» не только можно, но и нужно» опубликована в сборнике ВИПКРО «Наша школа» (№1, 2006 год).

   В содержание образования включен и экологический компонент, в тесном сотрудничестве с краеведением и изучаемыми на уроках темами.

   Содержательной частью уроков становятся также новые достижения географической науки, события «Вестей» географического познавательного характера, материалы Интернета.

   Для реализации целевых установок и содержания географического образования практикуются разнообразные формы и методы обучения учащихся.

   В соответствии с требованиями развивающей педагогики разработаны уроки по формированию новых знаний (лекции, экскурсии, конференции, исследования и др.), уроки обучения умениям и  навыкам на деятельностной основе (практикумы, игры, диалоги), уроки проверки знаний (защита проектов, творческие уроки, смотры знаний и т.д.).

   В настоящее время учитель успешно применяет интерактивные технологии, проектную и исследовательскую деятельность и т.д. При этом особое внимание уделяется общеучебным и специальным усениям и навыкам, методам и принципам изучения географии, что в значительной степени облегчает учебную работу учащихся, делает ее более осмысленной и доступной.

   Переход на позиции здоровьесберегающей педагогики объективно возник в связи с имеющейся в обществе проблемой здоровья детей и развивающей образовательной системой личностно-ориентированного характера, в недрах которой появилась данная технология.

   На основе апробирования первых наработок педагогического и медицинского характера, собственных наблюдений и опыта Валентина Фроловна опубликовала статью «Методические особенности здоровьесберегающего урока». По этой теме она провела творческую лабораторию «Современный урок» для директоров школ области на базе гимназии №35 (2005 год) и мастер-класс для учителей города Владимира. Решение проблемы сохранения здоровья детей и формирование здорового образа жизни осуществляется не только через содержание и современные технологии преподавания, но и создание положительной мотивации учащихся на уроках, подбору физических упражнений, снижающих утомление, гимнастики для глаз. релаксации и других приемов здоровьесберегающего характера. Также разработаны уроки в природной среде, экскурсии, маршруты познавательных путешествий, полевые исследования. В летнее время проводятся полевые исследования по географии и экологии своего края, почвоведению и топографии. Учащиеся изучают отдельные компоненты природы своего края и природные комплексы, выявляют экологические нарушения в окружающей среде, осуществляют гидрологические, метеорологические, геоморфологические, биогеографические и другие исследования, составляют топографические планы по маршруту, зимой изучается снежный покров. Кроме научных исследований они проводят уборку загрязненных территорий в зонах отдыха людей, расчищают ближайшие родники.

   Полевые практикумы стали для многих неотъемлемой частью изучения географии. Также это способствует укреплению здоровья детей и имеет большое воспитательное значения.

   В процессе этой работы появилось созданное учителем методическое пособие «Полевые исследования своего края», которое в конкурсе творческих работ учителей географии г. Владимира заняло I место. На открытом общероссийском конкурсе «Педагогические инновации – 2001» эта методическая разработка была удостоена диплома Лауреата конкурса.

   Учитель осуществляет большую внеклассную работу. Она ведет элективные «Глобальная география» и «Коммерческая география» в 10 – 11 классах, кружок «Географическое пополнение» для учащихся среднего звена.

   В течение всей педагогической деятельности Валентина Фроловна является классным руководителем. Она всегда работает в тесном контакте с детьми, родителями, учителями, создавая условия для саморазвития и самосовершенствования личности ребенка, для его самореализации в процессе разнообразной деятельности. Классный руководитель способствует формированию личностных и гражданских позиций учеников, позволяющих выпускникам занимать позитивно-активную жизненную позицию в обществе, быть успешными людьми и достойными гражданами России.

   Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Валентина Фроловна проводит индивидуальные занятия по решению сложных географических задач олимпиадного характера, тестов, руководит исследовательской деятельностью учащихся. В течение нескольких лет учитель возглавляла областную географическую школу для одаренных детей смены «Искатель».

   Неоднократно делилась опытом работы на городских методических объединениях и курсах ВИПКРО.

   Ежегодно учащиеся гимназии занимают призовые места на муниципальном и региональном этапах предметной олимпиады. За последние 10 лет призерами муниципального тура стали 21 человек.   На региональном туре олимпиады за этот же период призовые места получили 9 человек. Учащийся гимназии Садков Сергей стал призером Всероссийской олимпиады школьников в г. Твери в 2006 году (в настоящее время он успешно обучается на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова). В 2007 – 2008 учебном году Васильев Евгений дважды становился лауреатом Всероссийского конкурса «Географическое пополнение», организованного географическим факультетом МГУ  им. М.В. Ломоносова. В 2011 году дипломантом финального этапа VII Международной олимпиады по основам наук стала Макарова Милана, ученица 8 класса. Работа учителя также была отмечена дипломами и Благодарственными письмами. В настоящее время ученики продолжают участвовать в конкурсах и олимпиадах, а также выполняют олимпиадные задания географического факультета Пермского и Волгоградского университетов. Многие учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью и выполняют работы на основе проведенных полевых исследований своей местности, с которые выступают на городских научно-практических конференциях.   Учащиеся гимназии принимали участие в географическом туре ежегодного конкурса «Знай и люби родной Владимир», организованном администрацией города. В номинации «Моледежная» I место занял ученик гимназии Лукьянов Михаил (9 класс), II место – Кузнецова Анастасия (9 класс); в номинации «Семейная» - Семыкина Оксана (10 класс) и Семыкина Валентина Фроловна. Их работы были оценены дипломами и ценными подарками.

   Многие выпускники выбирают профессии, связанные с профилем предмета. Они успешно поступают на естественно-географический и экологический факультеты ВлГУ, Академию туризма, геологоразведочный университет, Академию геодезии и картографии, Российскую таможенную академию, МГУ им. М.В. Ломоносова (географический факультет, факультеты туризма, международных отношений и др.), где являются одними из лучших студентов.

   Семыкина В.Ф. большое внимание уделяет самообразованию и профессиональному совершенствованию, Она работает с новыми источниками научной и методической, психолого-педагогической литературы, использует образовательные порталы Интернета. Долгое время возглавляет МО учителей гимназии естественно-научного цикла.

   Валентина Фроловна возглавляет творческую группу учителей географии по работе одаренными детьми, часто делится опытом работы на городских методических объединениях учителей географии, участвует в творческих конкурсах, выступает с лекциями на курсах повышения квалификации ВИПКРО и выездных методических конференциях в г.г. Меленки, Кольчугино, Муроме. В  2010 году награждена дипломом лауреата профессионального сетевого проекта по региональной географии «Вместе создаем ЦОР по географии Владимирской области» на сайте Вики-Владимир.  Несколько лет работала в составе комиссии по присвоению высшей квалификационной категории в ВИПКРО.

   Семыкина В.Ф. – постоянный сопредседатель и член методической комиссии муниципального тура олимпиад, до 2005 года – член жюри областных олимпиад. Она входила в состав жюри Всероссийской олимпиады школьников по географии, проходившей в г. Владимире, неоднократно возглавляла команду школьников Владимирского региона на Всероссийских олимпиадах (г. Тверь, г. Железноводск), участвует в семинарах по решению проблем географического образования в нашей стране.

   Валентина Фроловна постоянно поддерживает связь с естественно-географическим факультетом ВлГУ. С 2000 по 2003 г.г. была председателем аттестационной комиссии на государственных экзаменах и защите выпускных квалификационных работ выпускниками географического отделения. Несколько лет входила в состав экзаменационной комиссии на вступительных экзаменах факультета, возглавляла конфликтную комиссию. В марте 2006 года выступала на Всероссийской конференции с участием стран СНГ, проходившей на базе ВГПУ по проблемам регионального  географического образования (статья вошла в сборник научных докладов конференции «Основные направления развития современной географии»).

   Семыкина В.Ф. входит в состав Всероссийской ассоциации учителей географии (председатель А.А. Лобжанидзе). До 2009 года была председателем Владимирского регионального отделения ассоциации учителей географии России.

   В октябре 2011 года была делегатом Всероссийского съезда учителей географии, организованного МГУ им. М.В. Ломоносова, Русским географическим обществом и ассоциацией учителей географии России.

   В 1992 году Семыкина В.Ф. была награждена значком «Отличник народного просвещения». В 1999 г. присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

   В 2006 году – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации. Информация об учителе была размещена на баннере в г. Владимире (ул. Комиссарова) и занесена в фотоальбом «Учителя земли Владимирской» (2010 г.)

   Валентина Фроловна награждена грамотами управления образования и администрации г. Владимира, грамотами и благодарственными письмами департамента образования Владимирской области, почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Дата последнего обновления страницы 11.05.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения