О стихотворении И. Анненского Смычок и струны

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Владимира "Гимназия №35"

 

О стихотворении И. Анненского

"Смычок и струны"

   Когда мы говорим о каком бы то ни было произведении искусства, первой и, наверное, самой главной темой разговора становится наше личное интеллектуально-эмоциональное восприятие, ведь любому человеку всегда тяжело говорить о вещах, которые ему не понятны. Именно поэтому для анализа лирического стихотворения я выбрала «Смычок и струны» И.Ф. Анненского – произведение, которое я не просто поняла, а прочувствовала.

   При прочтении каждой строчки этого стихотворения сердце сжимается, а в голове возникают яркие картинки-иллюстрации. Вот тёмная комната, струящийся из окна лунный свет, а вот изящный футляр в углу, покрытый тонкой тканью пыли. Всё это – первая строфа, навевающая мысли об одиночестве и о зыбкости и непостоянстве многих вещей в нашем мире. Но вот в комнату мерной величавой  поступью входит человек. Он достаёт смычок и скрипку

и сливает их воедино. Смычок и струны нежно ластятся друг к другу и разговаривают, но, увы, диалог их сводится к тому, что несмотря

на искреннюю любовь друг к другу, они не могут быть вместе вечно. Судьбы их находятся в руках того, кто так редко вспоминает о существовании этой старой комнаты и старого футляра, уже давно ставшего всего лишь частью интерьера.

   На мой взгляд, в этом стихотворении существуют два главных «действующих лица» - смычок и струны. Тема стихотворения выражена в его названии («Смычок и струны»), и идея заключена в словах:

                                 И было мукою для них,

                                 Что людям музыкой казалось.

 

   Рассказывая «о них», Анненский рассуждает о таких качествах человека, как способность говорить, думать, чувствовать. Струны и смычок словно люди, которые не могут существовать друг без друга, но и быть вместе им тоже не суждено.

   Свое стихотворение Анненский называл лирической пьесой. В нем всего лишь шесть строф, написанных двухсложным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Но как виртуозно имитируют строки произведения прикосновение смычка к струнам. Особенно выразительны такие словосочетания, как «нас надо» и «ты та ли,

та ли», да и само построение стихотворения напоминает возвратно-поступательные движения смычка. И за этой потрясающе красивой формой скрывается глубокий в своей неоднозначности смысл произведения. Человек в поэтическом мире Анненского стремится

к преодолению одиночества и слиянию с родственными ему душами. Но, как мы видим, эти потребности человека остаются неудовлетворёнными, и это подтверждает последняя строфа, являющая собой сплошные многоточия и тусклую картину рассветной тишины. 

                                               Паламарь Екатерина, 11 «Б» (2011 год)

 

Дата последнего обновления страницы 18.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»