История математического образования

Муниципальное

автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира  "Гимназия №35"

История математического образования

 

Связь предметного содержания учебников математики 18-20 веков с соответствующим периодом развития российского общества

 

   Математика на протяжении всей своей истории является частью человеческой культуры и базой для научного и технического прогресса.

   Математические задачи всегда отражали запросы реальной жизни. Потребности людей сводились к счёту предметов, измерению количества продуктов, площадей земельных участков, определению размеров частей архитектурных сооружений, измерению времени, коммерческим расчётам, навигации и т. д.

   Изменения, происходящие в жизни и деятельности общества, постоянно требовали повышения грамотности населения. Возрастала потребность в овладении разными науками. Математика не стояла на месте, стремительно развивалась. Появлялись новые учебники арифметики и геометрии, в которых содержание задач было тесно связано с соответствующим периодом развития общества.

   Так, во второй половине 18 века в России быстро развивались товарно-денежные отношения. Рынок требовал всё больше сельскохозяйственных товаров и крупного рогатого скота. Традиционным номиналом русской денежной системы служил алтын. Все это нашло отражение в текстах задач: «Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дал 49 рублёв 20 алтын, за старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын, и ведательно есть, колико старых и молодых баранов купил он.» (Задача из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого, написанной в 1703 году).

   На протяжении всего столетия, крестьяне использовали ветряные мельницы для помола зерна. Жернова приводили в движение вручную. Истинность этого события подтверждает задача из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого: «На мельнице имеется три жернова. На первом из них за сутки можно смолоть 60 четвертей зерна, на втором 54 четверти, а на третьем 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих трех жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько для этого на каждый жернов надо зерна насыпать?»

   В 19 – начале 20 веков духовная проблематика и библейские сюжеты являлись важными составляющими русской культуры. Традиционно предметом библеистики считалось изучение истории текста Священного Писания. Приведём задачу из «Сборника арифметических задач» И. Л. Верещагина, написанной в 1908 году: «Из Священного Писания (I книга Царств; глава 17) известно, что Голиаф был ростом 6 локтей с одной пядью. Зная, что локоть содержит 8 пядей и что длина одной пяди была равна почти 27 линиям, выразить рост Голиафа в русских мерах составным именованным числом».

   Ещё во времена Петра І русские меры длины были уравнены с английскими. Фунт и дюйм использовались, преимущественно, в науке, технике и строительстве. Древними русскими мерами длины были пядь, локоть, сажень, верста. Это тоже нашло отражение в текстах математических задач: «Высота колокольни Ивана Великого (в Москве) равна 38 саж. 3 фут. 6 дюйм; высота Исаакиевского собора (в Петербурге) на 5 саж. 1фут. 6 дюйм. Более высоты этой колокольни; высота Страсбургского собора превышает высоту Исаакиевского на 22 саж. 5фут. 11дюйм. Найти высоту каждого из упомянутых соборов». (Задача из «Сборника арифметических задач» И.Л.Верещагина, 1908 год); «Путешественник в трое суток проехал 753 версты; в первые сутки он был в дороге 18 час. И делал по 14 верст в час; во вторые сутки он ехал в течение 21 часа и делал по 13 верст в час; по сколько верст в час он проезжал в третьи сутки, если был в дороге 19 часов?» (Задача из «Собрания арифметических задач», составленного А. Малининым и К. Бурениным в 1905 году).

   В 20 веке содержание математических задач продолжает меняться в связи с возрастающими потребностями общества. Печатная машинка, изобретённая ещё в 19 веке в Англии, широко использовалась и в России. Чтобы в надлежащем виде сохранить информацию, накопленную в предыдущие столетия, активно перепечатывались рукописи: «Две машинистки перепечатали рукопись за 6 час. 40 мин. Во сколько времени могла бы перепечатать рукопись каждая машинистка, работая одна, если первая затратила бы на эту работу на 3 часа больше второй?» (Задача из учебника по алгебре А. Н. Барсукова, 1969 год).

   В 20 веке возросла потребность в строительстве новых дорог и возведении мостов. Мосты строили для осуществления переправы через водные пути или физические препятствия, чтобы поставлять в отдаленные точки страны продовольствие, медикаменты, технику или перевозить какие-либо другие грузы, а также людей. Задача из 1 части «Сборника задач по геометрии» Н. Рыбкина (1964 год): «Ферма моста ограничена дугой окружности; высота фермы MK = h = 3 м; радиус дуги AMB пролёта R = 8,5 м. Вычислить длину AB пролёта моста.»

   Таким образом, учёные, подбирая предметное содержание учебников математики 18 – 20 веков, опирались на особенности развития российского общества в разные периоды времени, отражая вопросы религии, быта, обычаев, образования, науки, технического прогресса и т.д.

  

Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения