Проект от журнала PSYCHOLOGIES "Фраза"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Владимира "Гимназия №35"

 

Проект от журнала PSYCHOLOGIES

"Фраза"

   Бесспорно, в каждом афоризме или высказывании есть смысл, но не всегда он лежит на поверхности.

Каждый, кто просто задумается над любым существующим выражением, найдет для себя свой смысл. Мы все настолько разные люди, что одно и то же высказывание может вызвать у нас разные эмоции и смысл будет настолько индивидуальный, что эта фраза станет вам дорога.

   В День психологии мы предлагаем Вам задуматься над некоторыми фразами, которые стали очень личными для известных нам людей.

Возможно, Вы найдете среди них и свою фразу… фразу, которая  оказывается давно уже была с Вами, но еще не оформилась четко, которая уже кем-то была высказана и нашла своих поклонников.

   Мы предлагаем Вам остановиться и посвятить это время себе…

 

   Юлия Пересильд: «Твое от тебя не уйдет»*

 

   «Эта фраза из гоголевского «Портрета» со мной давно. Она помогает выдохнуть, спустить пар в ситуации, когда что-то не удается, не случается. Как и многие артисты, я – человек, рвущийся вперед, жадный до работы. Хочется сыграть всё – все роли мировой драматургии. И когда на кастингах выбирают других, а меня охватывает отчаяние, я повторяю себе: не нужно рвать и метать, мое от меня не уйдет. Со своим человеком или своей ролью я все равно встречусь. Иногда кто-то из коллег говорит: я ради роли (или квартиры) готов на все. Я не готова на все. Есть ценности, которыми поступаться не могу. Хотя и благ особых у меня пока нет. Но самое главное мимо меня не пройдет, я уверена».

 

 

   * Николай Гоголь, классик отечественной литературы, повесть «Портрет» написал в 1834 году в Санкт-Петербурге.

 

   ЮЛИЯ ПЕРЕСИЛЬД, актриса театра и кино, лауреат премии «Хрустальная Турандот» за роль в спектакле «Варшавская мелодия» (Театр на Малой Бронной, 2010), а также премий «Белый слон» и «Золотой орел» за роль в фильме «Край» (2010). Играет главную роль в премьерном спектакле Театра наций «Женихи».

 

Максим Виторган:

«Единственная честная дорога – это путь ошибок,

разочарований и надежд»*

 

   «Мысль эта, подернутая извечной довлатовской грустью, представляется мне прекрасным провокатором жизни, движения по ней, а следовательно, и источником оптимизма. Любые догматы, любые абсолюты могут оказаться лишь песочными замками и миражами. Дело не в них, дело в нюансах. Наш личный путь заключен именно в нюансах. На нем нет ничьих следов, мы – первопроходцы. Причем идти всегда лучше, чем стоять, даже если результатом будет разочарование. Честно говоря, мысль эта не пульсирует во мне сама по себе. Мне раз от разу приходится усилием воли реанимировать ее, стаскивать себя с дивана и идти дальше ошибаться, разочаровываться и надеяться».

 

* Сергей Довлатов (1941–1990), русский писатель и журналист. В 1978 году эмигрировал в США. Цитата из повести «Заповедник» (Азбука, Азбука-Аттикус, 2012).

 

   МАКСИМ ВИТОРГАН, актер и режиссер театра и кино. В 2009 году дебютировал как театральный режиссер на сцене «Другого театра» со спектаклем «КТО» по пьесе Ариэля Дорфмана «Смерть и дева».

 

Владимир Познер:

«Я хотя бы попытался»*

 

   «Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» я впервые посмотрел почти случайно, в Будапеште, летом 1977 года. Купил билет, вошел в кинотеатр… и вышел оттуда уже другим. В этой великой картине Джек Николсон играет человека по фамилии Макмерфи: тот попал в психушку за свой буйный нрав и пытается расшевелить пациентов вполне здоровых, но «спрятавшихся» здесь от внешнего и враждебного мира. В ключевой сцене он спорит с ними о том, что оторвет от пола тяжелейший умывальник. Вот он нагибается, хватает его и пытается оторвать – жилы вздуваются на лбу, на шее, кажется, у тебя у самого сейчас лопнут жилы, – но сил не хватает. Он выпрямляется, поворачивается и медленно уходит под смешки тех, с кем поспорил. Затем останавливается на мгновение и говорит: «Я хотя бы попытался». И вдруг я понял: в этом и есть смысл жизни – обязательно, во что бы то ни стало надо попытаться. Не имеет значения, с успехом или нет. Потому что, даже если тебе не повезет, твой пример окажется решающим для кого-то другого…»

 

   * Главный герой фильма Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки», снятого по роману американского писателя Кена Кизи. Фильм вышел на экраны в 1975 году и завоевал пять премий «Оскар».

  

   ВЛАДИМИР ПОЗНЕР, журналист, телеведущий, автор книги «Прощание с иллюзиями» (Астрель, 2012), где эта история рассказана более подробно.

 

Константин Богомолов:

«Не учите меня жить...»*

 

   «Я не выношу, когда собственный, личный опыт возводят в абсолют, приравнивают к норме. Опыт у каждого свой, ведь у каждого из нас своя степень чувствительности. Кто-то может прожить до 90 лет и не понять, не почувствовать ничего. А кто-то и в десять лет обладает эмоциональным опытом взрослого. Тонкость кожи и чувствительность нервов – вот для меня главный критерий. Поэтому я стараюсь никого не учить жить. И оберегаю себя от поучений, ведь они – лишь сотрясание воздуха».

 

 

   * Остап Бендер, герой остросатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1927 год).

 

   КОНСТАНТИН БОГОМОЛОВ, театральный режиссер, лауреат театральной премии «Чайка» и зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссер года: новая волна»; среди премьерных спектаклей – «Год, когда я не родился» по пьесе «Гнездо глухаря» Виктора Розова (27 ноября, Театр-студия Олега Табакова) и «Событие» Владимира Набокова (декабрь, МХТ им. А. П. Чехова).

 

   «Строка эта, известная кому-то по песне Александра Башлачева, на самом деле принадлежит замечательному поэту Алексею Дидурову, моему ушедшему другу. Мое поколение, родом из советского детства, возрастало под рефрен «Кто хочет, тот добьется». Повторялось это на все лады: стоит только захотеть по-настоящему! И мы усердствовали, добиваясь, действовали, ставя всякие цели, на разных витках биографии... И сколькие же усилия оказывались суетно-тщетными!

Но есть такое выражение – «отпустить ситуацию». Когда, вспомнив о достоинстве и выдохнув в сердцах: «А гори оно!», мы переставали ломиться в закрытые (да и не те) двери, все вдруг происходило и легко сбывалось. И тут наступало это, уже классическое: сами приходят и все дают. А я уже расхотел. Мне уже не надо. А еще это знакомо почти каждому мужчине, который волен припомнить, как само его огромное желание отпугивало желанную женщину. Но вот очнулся, охладел и... Впрочем, и это классика: «Чем меньше женщину мы любим...» Но внимание: это срабатывает только естественно! То есть если не выстраивать хитроумной тактики: прикинусь-ка я расхотевшим...»

 

   * Алексей Дидуров (1948–2006), поэт, бард.

 

   ВЛАДИМИР ВИШНЕВСКИЙ, поэт, автор 19 поэтических книг, последняя из вышедших – «Вишневский Сад. Быть заменимым некрасиво» (АСТ, Астрель, 2011).

 

   «Следовать этой заповеди совсем не просто: требуется или врожденное благородство, или бдительность. Возьмем самый расхожий случай. Начальник нагрубил N, и тот, проглотив обиду, возвращается домой, где срывает досаду на дерзком сыне-подростке. Но если бы подчиненный собрался с духом и призвал начальство соблюдать приличия («ударил вверх»), самолюбие N не пострадало бы, а приятное сознание, что он не сплоховал, позволило бы ему и размолвку с сыном обратить в шутку (не «бить вниз»). В итоге в выигрыше были бы все участники «маленькой трагедии». Начальник, возможно, поостерегся бы хамить впредь. Сын оценил бы отцовское великодушие. N уснул бы сном праведника, а не скрежетал зубами ночь напролет, величая себя «ничтожеством». Так я думаю. Но «легко думать – трудно быть», как сказал уже другой мыслитель – Фридрих Ницше».

 

   * Гилберт Кит Честертон (1874–1936), английский писатель и христианский мыслитель.

 

   СЕРГЕЙ ГАНДЛЕВСКИЙ, поэт, прозаик, лауреат премии «Антибукер». Из последних книг – сборник «Опыты в стихах» (Захаров, 2009) и «беглые мемуары» «Бездумное былое» (Corpus, 2012).

 

   «Это, пожалуй, трудная правда, ее непросто принять. Но я уверена: любой думающий человек согласится с правомерностью фразы. Это не только «все, что ни делается, к лучшему», это еще и «никогда не знаешь, чем все обернется» – самым горьким потерям мы обязаны как минимум тем, что узнали цену обретениям. Что они научили нас не судить других, быть терпимее, указали нам на то, в чем мы заблуждались. С тех пор как я полюбила эту максиму, при каждом суровом испытании я спрашиваю не «за что же мне это?» (поскольку милость Господня, как и немилость, распределяется между людьми равно), а «чему это должно меня научить?». Никто не способен наказать нас или осчастливить, кроме нас самих. Если исходить из того, что любое известие – это вызов (задание, приключение, ребус, испытание), жизнь меняется кардинально. В ней больше нет места хроническому несчастью, но появляется – исследованию».

 

   * Борис Гребенщиков, рок-музыкант и поэт, лидер группы «Аквариум»; строчка из песни «Феечка», альбом «Песни рыбака» (2003).


   ВЕРА ПОЛОЗКОВА, поэт, автор двух поэтических сборников, лауреат премии «Неформат» и премии им. Риммы Казаковой. Играет в спектаклях театра «Практика» («Стихи о любви», «Стихи про Москву»), в Театре.doc (спектакль «Общество анонимных художников»), а также в Политеатре (спектакль «Избранные»).

 

   «Я прекрасно понимаю, что не выдержал бы зашкаливающей глупости, с которой сталкиваюсь постоянно, если бы не эта великая мысль. Знание того, что ей не одна тысяча лет, делает жизнь веселее: значит, основные глупости произошли не в 1917 году и не 2000 лет назад, а гораздо раньше. И продолжат происходить в будущем. Ибо глупость беспредельна во времени и пространстве. Не стоит тратить драгоценную материю жизни на переживания по этому поводу. Гораздо важнее постоянно развивать в себе чувство юмора. Чтобы не кипел возмущенный разум, слушать музыку Гайдна и Прокофьева, вчитываться в Эразма Роттердамского и Шекспира, наслаждаться жгучими пушкинскими глаголами, посмеиваться над страхами и радоваться бессмертной ясности творцов. Уверен, что никакая идея не имеет права на существование, если над ней невозможно безболезненно посмеяться. У человека нет другого выхода, потому что чувство юмора – единственная альтернатива глупости».

 

   * Считается, что эта фраза принадлежит одному из древнегреческих философов.

 

   МИХАИЛ КАЗИНИК, скрипач, искусствовед, автор книг о музыке, ведущий проекта «Ноты, которые изменили мир» на телеканале «Дождь».

 

   «Так заканчивается «Граф Монте-Кристо». Эту книгу мне читал мой дедушка, когда я был маленьким, – вслед за «Островом сокровищ» и «Тремя мушкетерами». Это была последняя книга, которую он читал мне вслух, почти каждый день, перед сном. Он сразу сказал: главное будет на последней странице – эти самые слова. Мой дед, писатель Феликс Светов, прожил длинную жизнь. Сын расстрелянного «врага народа», он и сам, уже взрослым человеком, попал в тюрьму за «антисоветскую пропаганду и агитацию». Казалось, он не выйдет из тюрьмы живым. Но он выжил, и я успел хорошо узнать его. Услышать рассказы о том, что такое борьба частного человека с государственной машиной, что значит быть диссидентом в тоталитарной стране и в чем смысл слов «За вашу и нашу свободу». Мы успели стать друзьями. Фразу из «Монте-Кристо», книги довольно безжалостной, я вспоминаю всякий раз, когда вспоминаю его – своего друга. Понимая, что внутри того хаоса и отчаяния, которые всегда стоят у нас спиной, скрываются простые слова. А рядом с ними другие – «быть свободным и иметь чувство собственного достоинства». Они хранятся на полке с детскими книжками, угадываются на фотографиях давно ушедших любимых людей. Живут в позабытом вечере в совсем другой Москве, где дедушка сидит в кресле и заканчивает читать последнюю книжку. И они – спасают».

 

   * Александр Дюма (1802–1870) – французский писатель. Роман «Граф Монте-Кристо» написан в 1845 году.

 

   ФИЛИПП ДЗЯДКО,  главный редактор журнала «Большой город».

 

   «Я убежден: каждый человек достоин всего, что у него есть и чего нет. Своих родителей, своих детей, работы, машины – всего. Если я слышу от коллеги о неудаче: «Ну пьеса дурная, артисты слабые, да зрители ничего не понимают», то понимаю: он сам это выбрал, сам устроил. Когда человек жалуется на своих близких, это значит, что он с ними не сумел вступить в какие-то другие, верные, высокие взаимоотношения. И как только я чувствую, что где-то у меня не складывается, где-то плохо, – я ищу причину в себе. И если нахожу ее, то как-то все исправляется. Выход есть, безусловно. Мы владеем судьбой. Понятно, что есть место каким-то непредвиденным обстоятельствам, но тем не менее каждый из нас – хозяин своей жизни. Я отвечаю за свою жизнь, я ее строю, и я ее мотивирую. Я ею живу».

 

   * Фридрих Ницше (1844–1900) – выдающийся европейский мыслитель, филолог.

 

   ИОСИФ РАЙХЕЛЬГАУЗ, режиссер, создатель и руководитель театра «Школа современной пьесы», народный артист России, профессор РАТИ (ГИТИСа), профессор Рочестерского университета (США).

 

   «Высказывание целиком звучит так: «Господи, дай мне душевный покой – принимать то, что я не могу изменить; мужество – изменять то, что могу, и мудрость – отличать одно от другого»*. Как человек, берущий на себя всю ответственность за происходящее в моей жизни, я склонна ставить перед собой цели и добиваться их осуществления. Понятно, что какие-то из моих намерений натыкаются на противодействие, будем говорить, обстоятельств. И каждый раз, становясь перед выбором: принять все как есть или еще побороться за то, чтобы разрулить все так, как я считаю нужным, – я говорю себе эту фразу. И прислушиваюсь к внутреннему ответу. Чему-то можно сопротивляться. А можно сказать: о’кей, пусть все будет так, как оно выложилось; я сделала все, что от меня зависело, – теперь ход дорогого мироздания. Внутренне затихаешь, стараясь понять, для чего в твоей жизни все это произошло. Если понимаешь, ситуация начинает меняться к лучшему; если словно бы ходишь по кругу – значит, пока не дошли до тебя жизненные уроки. Это постоянное осознавание своих отношений с миром, границ своих возможностей весьма полезно».

 

   * Эту цитату приписывают, среди прочих, немецкому писателю Фридриху Кристофу Этингеру (1702–1782) и американскому теологу Рейнхольду Нибуру (1892–1971).

 

   ИРИНА БОГУШЕВСКАЯ, певица, автор песен. 

 

   «Я всю жизнь слышала эти стуки снизу. И тогда, когда не могла подняться. И тогда, когда научилась барахтаться поверху, чтобы не оказаться там, на дне. Собственно говоря, в них, в этой беспомощной и неумелой азбуке Морзе, в этих простых сигналах заключена для меня вся правда жизни, вся поэзия, весь юмор и все слезы.

«Сказал прохожий, покрыт рогожей» – сегодняшний сигнал, шутка моего друга, немощного старика, год как нету жены. Очень похож на важного младенца, за ним ухаживает няня, сам не умеет даже яйцо вcмятку сварить («варю, а оно все твердое!»). Жена всю жизнь его берегла и защищала. Он там, совсем внизу, после ее ухода, но он не теряет мужества и даже шутит. И надеется на будущее».

 

   * Станислав Ежи Лец – польский поэт, философ, сатирик, см. «Непричесанные мысли» (Рипол Классик, 2010).

 

   ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ, прозаик, драматург, автор музыкального проекта «Кабаре одного автора». В ее новой книге «Не садись в машину, где двое» (АСТ, 2011) представлены разные жанры: рассказы, пьесы, диалоги, сказки.

   

   «Хотя критики, случается, относят меня к «певцам печали», я по натуре оптимист и стенаниям всегда предпочитаю действие. При том, что многое в интонациях сегодняшнего дня не может меня не огорчать. Спасает любимая работа. Каждый раз, выходя на сцену, я ощущаю этот огонек свечи. Вообще, всегда можно заменить ворчание каким-то добрым, творческим делом. Если тебе грустно – так пойди, посади перед домом цветы, ухаживай, наблюдай за ними – вот уже источник радости. Только не зацикливайся на своих унылых мыслях, выйди к людям, помоги кому-то, и увидишь – мир станет лучше. Я поддерживаю душевное равновесие с помощью икебаны, которой увлекаюсь много лет. Опору мне дает и поэзия – она не только в стихах, но и в умении увидеть необычное. Раньше я шила клоунов из лоскутков и дарила их друзьям и знакомым. Ведь клоуны существуют для того, чтобы приносить радость».

 

   * Конфуций – древнекитайский философ, см. «Изречения. Книга песен и гимнов» (АСТ, 2011).


   ЕЛЕНА КАМБУРОВА, певица, актриса, руководитель Театра музыки и поэзии, лауреат Государственной премии РФ. 

 

   «Кто первым произнес эти слова, меня не волнует. Они давно мои, они ведут меня по жизни. Я считаю, что они формируют стратегию жизнедеятельности любого разумного человека. Надо достойно нести свою персональную судьбу, не привязываться к промежуточным результатам, не зависеть от конечной цели. Делай что должен – не кому-нибудь, а своей совести. Делай то, что надлежит, ничего не требуя взамен. И тогда больше вероятности, что случится ожидаемое.

Я верю в судьбу. Поэтому не играю с нею в игры. Нельзя выгадывать, нельзя просчитывать. Все мои попытки жить по чужим правилам завершались неудачами. Нужно доверять самому себе. Не стремиться в стаю, в стадо. Не бояться быть белой вороной. Мы сами и есть причина всего происходящего».

 

   *Эту фразу приписывают и Марку Аврелию, и Катону Старшему, и

Соломону, и Льву Толстому; считают французской поговоркой, старинным рыцарским девизом и одним из основополагающих принципов Карма-йоги.

  

   ГАРРИ БАРДИН, российский мультипликатор, лауреат Государственной премии РФ, трижды лауреат премии «Ника» (за картины «Серый Волк энд Красная Шапочка», 1990, «Чуча», 1997, «Гадкий утенок», 2010).

 

   «Прошло 400 лет, а ничего не поменялось. Мы точно так же не умеем жить настоящим, а только предвкушаем и торопим будущее или стараемся вернуть прошлое, словно оно ушло слишком рано… На самом деле настоящее – это единственное, что у нас есть. Этот вечер, сегодняшний, неделя, которая началась, чашка кофе, новое платье – это то, чему стоит уделять внимание. Убиваться по прошлому, что мне очень свойственно, занятие не то чтобы бессмысленное, а даже опасное, потому что в нем можно увязнуть. Не могу сказать, что я окончательно перестроилась, но я стараюсь. Стараюсь почувствовать, порадоваться именно сейчас – что еще не выросли дети, не состарились родители, можно научиться чему-то и желания есть какие-то. Пусть они иногда невыполнимые или глупые – неважно. Главное, что они есть сейчас. Это ощущение простых радостей, которые всегда с тобой, – оно гораздо важнее, чем возможная гибель цивилизации в 2012 году. Когда напоминаешь себе об этом всерьез, вот тогда действительно становится немного легче и радостнее жить».

 

   * Блез Паскаль – французский религиозный мыслитель XVII века, математик, физик.

 

   ТАТЬЯНА УСТИНОВА, писательница, мастер детектива, лауреат «ТЭФИ» за сценарий «Всегда говори всегда» и литературной премии «Золотая трубка Шерлока Холмса».

 

   «Когда я работала на стройке, мой прораб, клевый украинский хлопец Олег, научил меня главной вещи: не стенки красить и не шпателем водить – он научил меня молчать. Я довольно долго впитывала эту науку – молчание. Но когда поняла, почувствовала себя гораздо более человеком, чем до того. Правильно молчать – это уметь аккумулировать энергию, без которой невозможно существовать. Прошло 15 лет, и каково же было мое удивление, когда в одном прекрасном буддийском дацане я услышала наставление: «Молчи О ГЛАВНОМ». Вот какая чудная связь двух людей – дотошливо устраивающего свою жизнь рабочего парня и служителя религии, отвергающей материальное».

 

   * Козьма Прутков – «виртуальный» литератор второй половины XIX века, созданный совместными усилиями писателей Алексея Толстого и братьев Алексея, Владимира и Александра Жемчужниковых, автор знаменитых «Мыслей и афоризмов» («Сочинения». Азбука-классика, 2007).


   ДИАНА АРБЕНИНА, певица, поэт, лидер группы «Ночные Снайперы», лауреат молодежной премии «Триумф» (2004). Автор нескольких книг, среди них – «Дезертир сна» и «Колыбельная по-снайперски» (АСТ, Астрель, 2008, 2009).

 

   «Эту фразу я увидел лет пятнадцать назад на плакате: фотография чистенького английского пригорода. Двухэтажные домики. Газоны. Женщина с коляской – кажется, беременная. Вдали старичок с корзинкой. Остальные на работе, в школе, в детском саду. Все аккуратно, размеренно и скучновато. Даже собака – и та переходит улицу в положенном месте.

И надпись в небесах: «Today is tomorrow we were promised yesterday». Сегодня – это завтра, которое нам обещали вчера. Или мы сами себе обещали, мечтали, фантазировали. 

 

                                                                  

   Наши сегодняшние мечты сбудутся – и превратятся в завтрашнюю реальность. Это касается и навороченного мобильника, и волшебной, неземной любви. Поэтому не стоит ругать будни за то, что они серые. На самом деле в них спрятано вечное разноцветное завтра. Которое было вчера и будет всегда».

  

   ДЕНИС ДРАГУНСКИЙ, писатель и драматург. Автор четырех сборников рассказов. Один из них, «Нет такого слова», вошел в шорт-лист конкурса «Книга года-2009» в номинации «Проза года». Новый сборник «Тело № 42» выпущен издательством «РИПОЛ классик» в 2011 году.

Дата последнего обновления страницы 18.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»